Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32 г. Томска
13.11.2019, 12:05

/ Родителям / Психолог - родителям

Полезные советы родителям школьников.

Правило 1    Нагрузка.

 Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

 Правило 2    Выполнение домашних уроков.

 Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

 Правило 3.   Компьютер.

 Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки,
должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

 Правило 4.   Похвала.

 Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя

 Правило 5.  Пробуждение ребенка.

 Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".

 Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам. Можно включить погромче радио.

 Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

 Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".

 Правило 6.  Выход в школу.

 Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

  "Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".

 Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".

 Правило 7.   Возвращение из школы.

 Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

 - Как дела в школе?

- Нормально.

- А что сегодня делали?

- А ничего.

Что получил? И т.д.

 Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").

 "Папа пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

 Правило 8.  Пора спать.

 Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

 Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.    

Психотерапия неуспеваемости  Детская агрессивность

 Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий    Компьютерная зависимость   Стили семейного воспитания  Чему необходимо научить ребенка?

 Конфликтные ситуации в семье   Памятка родителям  «Как избежать конфликтов в семье».    Памятка для родителей ”СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ”

 Как привить интерес к чтению     Рекомендации родителям по профориентации

 

 Отметка. Как к ней относиться

Родителям о наказаниях

Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Шлепки могут только утвердить, но не изменить по­ведение ребенка.

Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.

Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение.

Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, - как сразу возникнет конфликт.

Частые наказания побуждают ребенка оставаться ин­фантильным.

Наказание может заставить ребенка привлекать внима­ние родителей любыми средствами.

Нельзя наказывать ребенка до 2,5-3 лет.

Чем заменить наказания?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведе­ние неправильно, но будьте предельно кратки.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ре­бенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится.

Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.

 

 Психотипы

 Визуалы — это зрители. У них главный канал восприятия мира — визуальный. Человек визуального типа обычно говорит быстро, высоким голосом, проглатывая слова. Такие ученики лучше всего воспринимают новую для них информацию зрительно. Им лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или почувствовать. Покажите визуалу схему процесса, нарисованную в виде прямоугольников и стрелок, и он сразу поймет, как этот процесс происходит. Визуалы с удовольствием рисуют в своих тетрадках, украшают их всяческими наклейками, раскрашивают написанное цветными фломастерами. Визуал должен увидеть зримый, результат своей работы, ее наглядное воплощение. Опытный педагог, обращаясь к визуалу, говорит так: «Посмотри, чем мы будем заниматься», «Смотри, какое красивое решение», «Взгляни на задание, написанное на доске». Чтобы привлечь внимание визуала, ему в первую очередь надо что-то показать.

Ребенок-визуал будет есть глазами учительницу, для него важен зрительный контакт с ней, ее лицом и глазами. Такие дети чаще всего сами садятся на первые парты. Если что-то случайно помешает важному зрительному контакту с учительницей, то такой ребенок гораздо хуже воспримет и чисто слуховую информацию, может не понять, о чем идет речь. Видеопросмотры на уроках в первую очередь для них.. Они более болезненно реагируют на внешний беспорядок в комнате или в классе. Им важнее внешнее проявление чувств или эмоций, чем слова.

Аудиалы — это слушатели. Для них важно воспринять информацию на слух. Представители этого типа не говорят, а повествуют них., речь их неспешна, обстоятельна, в голосе звучат грудные нотки; нередко они прибегают к жестам — например, ритмично настукивают карандашом по столу. Ученик-аудиал может не смотреть на учительницу во время ее объяснений, а только слушать ее. Взгляд его блуждает по стене или потолку. Такое поведение вовсе не означает отсутствие внимания, просто оно выражено иначе, чем у визуалов. Для большинства людей человеческий голос — важнейший источник информации. Для аудиалов это не всегда так, они живут в целом океане звуков, среди которых речь - один из многих. Поэтому аудиалы часто не сразу включаются на приём устных инструкций и требований со стороны взрослых. Общаясь с таким ребёнком надо вначале получить сигнал, что он вас слушает. Иной раз ребёнок аудиал включается на прием вашей речи со второго, третьего, четвёртого раза.

Как это ни покажется странным, часто у ребят-аудиалов бывают слабые уши. не рассчитанные на восприятие информации, озвученной на повышенных тонах. Они просто перестают слышать, когда на них начинают повышать голос. Аналогичная ситуация: человек из темного подъезда выходит па ярко освещенную солнцем заснеженную улицу — перепад яркости такой, что на некоторое время он поневоле слепнет.

Для аудиалов наиболее выражена порционность восприятия информации. Начав слушать, они сначала принимают информацию, а потом наступает пауза для её обработки. В это время они как бы не слышат то, что им говорят. Пауза может быть очень короткой или очень длинной, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. После нее снова начинается приём информации. Такое восприятие информации называют дискретным, дырчатым. Ребенок-аудиал произнесенную вами длинную фразу расчленяет на отдельные кусочки, которые последовательно и обрабатывает. То. что он в промежутках не услышал, придется ему додумать, восполнить по контексту и связать затем вместо о услышанным по смыслу.

Обращаясь к аудиалу, следует говорить: «Послушай задание». «Ты СЛЫШИШЬ, что мы сейчас будем делать?» Чтобы привлечь его внимание, надо обратиться к нему со словами, на которые он быстрее всего отреагирует,    с ключевыми словами.

Окрик, повышенный тон голоса учителя или родителя невротизируют таких детей, вызывают у них стресс. Позже дети-аудиалы начинают отдавать стимулирующие команды сами себе, проговаривая их вслух.

 Кинестетики — это деятели. Типичный представитель кинестетического типа разговаривает медленно, несколько монотонно. Прежде чем ответить, он смотрит в окно, себе под ноги, рассматривает ногти» как бы нащупывая мысль. Легче всего привлечь внимание ребенка-кинестетика. просто прикоснувшись к нему. Для получения положительных эмоций ему важно время от времени ощущать физический контакт с учителем — похлопывание по плечу, прикосновение к голове, к спине. Именно кинестетики носятся как угорелые по коридору во время перемены. Если такой ребенок тихонько сидит в сторонке, это означает, что он набегался, напрыгался и сил двигаться больше у него уже просто нет, У кинестетиков все мысли написаны на лице, они обожают гримасничать. Кроме того, они очень эмоциональны и обидчивы.

Ребятам-кинестетикам трудно высидеть почти неподвижно в течение длинного урока. Именно на них благотворно действуют маленькие разминки, физкультминутки. Нередко, восполняя дефицит движений, они начинают болтать ногами,, теребить тетрадь, книгу или соседа.

Поскольку кинестетик воспринимает мир чувственно, буквально кожей, для него важно потрогать неизвестный предмет, пощупать его. покрутить в руках, ощутить его фактуру, вес и форму. Такой способ познания для него наиболее органичен. Обращаясь к кинестетику и желая привлечь его внимание, следует спросить что-то вроде «Что ты сейчас ощущаешь?». Кинестетику лучше один раз пощупать, чем сто раз услышать или увидеть. Программа действий кинестетиков проще всего запускается в результате физического контакта — хлопка, шлепка, легкого толчка, поглаживания, прикосновения. Самостоятельно включаясь в работу, такие дети начинают крутить себе пальцы, чесать голову, загибать страницы тетради, вертеть в руках карандаш, болтать ногами. Нередко у детей -кинестетиков формируется даже своеобразный комплекс гримас для включения в работу. Как правило, сами дети такого гримасничанья не замечают. Научить детей-кинестетиков приступать к работе, избегая подобных «нецивилизованных» способов активации, можно, но это требует специального подхода

В жизни редко встречаются чистые визуалы, аудиалы или кинестетики, чаще всего в детях смешаны все три типа. Например, в одних ситуациях ребенок ведет себя как визуал, а в других — как кинестетик. Если пронаблюдать за ребенком хотя бы на двух-трёх уроках и переменах, можно выделить его доминирующий канал приема информации, а значит, знать, какие именно методики и слова лучше использовать в разговоре е ним для того, чтобы повысить эффективность обучения.

 

Правила общения

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его.

Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, но не говорите.

Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий.

Сохраняйте дружелюбный тон!

 

Как поддержать самоценность ребенка

Безусловно принимайте ребенка.

Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях.

Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.)

Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам.

Помогайте, когда он просит.

Поддерживайте каждый успех.

Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.

Конструктивно решайте конфликты.

Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.

Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.

 

Как научить детей общаться

Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей - помочь детям в развитии социальных навыков.

Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми.

Социальный успех определяется рядом условий:

Личная привлекательность. Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

Навыки общения. Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения - обширная и многообразная практика.

Помогите ребенку стать хорошим другом. Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.

В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку.

Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.

 

Как помочь детям с нарушениями в общении

Агрессивный ребенок. Попытайтесь понять, что стоит за агрессивным поведением. Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести эту разницу до детей. Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желаемое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.

Лживый ребенок. Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они должны быть уверены, что родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представлений и помогут им преодолеть все это.

Вызывающее поведение ребенка. Обратите внимание на свое поведение. Сколько из того, что вы говорите, относится непосредственно к делам? Может быть, вы просто ворчите, придираетесь, выкрикиваете команды? Позвольте вашему ребенку действовать самостоятельно там, где это возможно. Дети должны понять, что, когда друг к другу относятся с уважением, сотрудничество лучше, чем противостояние.

Драчливый ребенок. Объясните детям, что для решения их проблем есть и другие пути. Покажите им мирные способы разрешения конфликтов.

Застенчивые дети. Поговорите с вашими детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не является ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. Помогите им, делая маленькие шаги, преодолевать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.

Истерические проявления. Один из лучших способов реакции на вспышки раздражения - просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет. В спокойном состоянии научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами - выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются желаемого, что существуют другие, более пригодные пути.

Надоедливые дети. Дети, которые требуют постоянного внимания, часто неуверенны в себе. Договоритесь об особом времени, когда вы можете побыть вдвоем, дайте ему понять, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самостоятельно. Объясните детям, что ваше время принадлежит не только им. Научите их уважать чужие чувства и желания.

Непослушные дети. Научите детей самодисциплине, ответственности, сотрудничеству, умению решать проблемы, уважению к себе и другим.

                                  

 ГОРМОНАЛЬНАЯ БУРЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 

  Почему подростки становятся трудными

  Принципы отношений родителей с детьми

Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.

Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.

Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.

Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.

Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.

Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.

 Памятка для родителей и детей «Как избежать насилия»    

Чему необходимо научить ребенка?

Любить себя. Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница накричала на него. Он может подумать о том, что у нее сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.

Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не

будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.

Понимать различия между мыслями и действиями. Ребенок не может чувствовать одно, думать о другом, а действовать в третьем. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу, которую он реализует в действии. Поэтому рекомендуется помогать ребенку отреагировать свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй, покажи, расскажи, проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!»

Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?», «Почему рыба не захлебывается в воде?», «Почему люди стареют?»...

Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить их.

Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.

Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный и смелый».

Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство.

Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору  жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.

Знать, в чем можно полагаться на взрослого. К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которыми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо объяснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважают их права.

 

Методические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике подросткового суицида

МАОУ СОШ № 32       E-mail: dirschool32@avmailer.ru