Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32 г. Томска
22.08.2019, 14:06

/ История школы

Средняя общеобразовательная школа №32 г. Томска была организована в 1965 году на базе начальной школы №34 г. Томска.

Переименована в муниципальную полную среднюю общеобразовательную школу № 32 в 1993 приказом по школе № 222/1 от 02.08.93 на основании Постановления главы администрации г.Томска № 3841/р от 27.07.93.

Переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение, среднюю общеобразовательную школу № 32 на основании приказа департамента образования администрации г. Томска № 373 от 29.08.00.

Переименована в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, среднюю общеобразовательную школу № 32 на основании приказа департамента образования администрации г. Томска
№ 987 от 21.09.2011, свидетельство ЕГРЮЛ серия 70 № 001606557

Переименована в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, среднюю общеобразовательную школу № 32 на основании Постановления Мэра Города Томска от 13.12.2012

Большую роль в организации и становлении школы сыграла первый директор Марута А.И., заместитель директора Якушева Э.Б.. Ими была проделана огромная работа по формированию коллектива высококвалифицированных педагогов, созданию материально- технической базы.
С 1970-х годов приоритетным стало физико-математическое образование. В организации системы углубленного изучения предметов физико-математического цикла большую роль сыграли талантливые педагоги школы: учителя математики Богоявленская С.С., Никитина Г.Н., Заслуженный учитель РФ Пятых Р.Н., Шадчина Н.П., Кастерова В.В., учителя физики Симахин В.А., Корнеев В.Д. Первоначально углубленное изучение этих предметов осуществлялось за счет факультативных занятий и кружков.
В 1986 г. под руководством директора Ожиговой М.А. школа перешла на систему комплектования специализированных классов с углубленным изучением физики и математики (8-11 кл.) и информатики и вычислительной техники (8-11 кл.). Тогда же началось активное привлечение к работе в этих классах преподавателей ВУЗов г. Томска (ТГУ и ТПУ). Все это позволило школе завоевать авторитет одной из лучших школ города в области физико-математического образования.
С 1994 года в школе также комплектуются классы с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.
В начальной школе с 1993 года активно стали внедряться система развивающего обучения, другие инновационные программы (Школа 2000 (2100), «Гармония» и др.).

В 1997 создана детская творческаяорганизация"Мы".

В 1999 году школа стала дипломантом Всероссийского конкурса "Школа года".

С 2008 года реализуется модель государственно-общественного управления школы - Управляющий совет.

С 2011 года реализуется модель ученического самоуправления "Класс - город". Руководитель М.К. Швадленко

Нелегкая должность – учитель.

Письмо директора школы № 34 Карабут Фаины Даниловны.

Для детей-школьников все прекрасное связано со школой. В ней они учатся не только русскому языку и арифметике, но и умению жить, трудиться и любить Родину.

Теперешняя школа № 32 – красивое, современное здание. А до Великой Отечественной войны, да после нее, до 1965 года, она была иной – помещалась в бывшем купеческом доме.

До войны в здании были филиалы то средней школы № 8, то средней школы № 1.

В годы Отечественной войны, после эвакуации в Томск электромеханического завода, здание было занято под общежитие завода, а третий этаж – клубом ТЭМЗа.

Первое время (после создания) школа № 34 занимала средний этаж. А так как в ней было 8 классов, то заниматься приходилось в 2 смены.

Постепенно, с большим трудом, после долгих хлопот и хождений по инстанциям, школа расширялась за счет подвального этажа, двора, надворных построек и за счет третьего этажа (когда был построен ДК ТЭМЗа).

Приложив много стараний, настойчивости администрация школы и педагогический коллектив при небольшой смете на ремонт благоустроили школу. Хозяйственным способом провели канализацию, а позже и паровое отопление. Освободились от 30 печей «голандок». Вздохнули свободно уборщицы, да и директору меньше забот стало. В это время в школе уже было 16 классов и 600 учащихся. Стали мы сотрудничать с шефами: сначала с коллективом весового завода, затем – опытным, а позднее – со СМУ-8. И здание, построенное еще до революции, стало одним из опрятнейших и благоустроенных в городе. И внутри школы стало уютно и чисто.

Мне, как директору школы повезло с педагогическим коллективом. В большинстве своем в коллективе подобрались ответственные и инициативные люди: Варвара Ивановна Чернобровкина, умный, отлично подготовленный педагог; Нина Андреевна Стрельникова, никогда не отказывающаяся от любой трудности работы; Евлампия Антиповна Шуталева, старый опытный учитель. Это я назвала наших ветеранов. Затем по возрасту шли – Агриппина Петровна Иванова, добросовестный преподаватель, чуткий человек; Анастасия Николаевна Гребенькова, энергичная инициативная учительница. Были в нашем коллективе и молодые, подающие надежды специалисты; Лидия Федоровна Биряльцева, Зинаида Ивановна Попова, Варвара Федоровна Копейкина, Мария Васильевна Егорова, Валентина Федоровна Сальникова, Мария Андреевна Ожигова, Мария Виктровна Волосеева, Екатерина Ивановна Алибасова и многие другие.

У старших учителей – опыт, у молодежи – задор, огонек, стремление к новому. Все это вместе взятое обогащало коллектив учителей и школьников.

Сама я старалась работать над собой, над совершенствованием методов работы. На семинарах директоров не только присматривалась к передовому опыту руководителей школ, но и многое применяла в своем коллективе. Училась сама, учила и своих коллег творчески применять достижения педагогической науки. И, нужно отметить, большинство учителей откликались на это с радостью. Работали увлеченно. В коллективе царила атмосфера творческого труда, деловитости, дружелюбия. Последнее подчеркиваю. Это то самое дружелюбие, о котором говорят сейчас – «благоприятный микроклимат коллектива», способствующий успешной работе.

Принимая педагогическое пополнение, мы старались не навязывать своих приемов заботы, но никогда не оставляли человека один на один со своими сомнениями. Дав оглядеться в коллективе, посещали его уроки, приглашали на открытые уроки учителей-стажистов, просто на уроки опытных учителей. Анализировали уроки опытных учителей при данном товарище. По истечении времени предлагали самому готовиться к открытому уроку.

Если новый педагог предлагал что-то оригинальное, приглашали поучиться у него учителей школы или параллельных классов.

По истечении времени в штатном расписании школы появилась должность завуча ( я перестала совмещать в одном лице директора, завуча, завхоза, кассира) им стала Лидия Ивановна Счастная.

Парторганизации в школе тогда еще не было. Но деятельно, энергично работала профсоюзная организация. На собраниях членов профсоюза практиковались творческие отчеты, анализировалась работа каждого учителя: достижения, недостатки, конспекты уроков, иллюстративный материал, тетради учащихся. Здесь в «спорах рождалась истина». Критики не боялись, она помогала нам избавляться от недостатков. Без боязни быть непонятыми критиковали неправильные действия от молоденькой начинающей учительницы до директора школы.

Воспитывалось чувство собственного достоинства. Чувство долга. Каждый мог сравнить и сопоставить свою работу с работой товарища. В нашем коллективе не было людей, которые бы дали слово и не выполнили его без причины. Потерять доверие товарища было самым большим наказанием.

Одной из форм роста мастерства учителя было шефство опытных педагогов над молодежью. Польза была обоюдная. Старший щедро делился опытом, младший – своими знаниями, полученными в учебном заведении. Помню А.П. Иванова планирует уроки с В.Ф. Сальниковой. Около В.Ф. Чернобровкиной всегда З.И. Попова, Л.Ф.Биряльцева. Нужно отдать должное молодежи – она неустанно училась. Учительницы много читали, посещали уроки, как у преподавателей нашей школы, так и других. А в конечном итоге сами стали опытными мастерами своего дела, отличными специалистами, заслуженными учителями республики. Стали вести школу передового опыта для учителей города, как например, Биряльцева Л.Ф., Попова З.И.

Многие учителя учились в ВУЗах. Первыми окончили институты Римма Ивановна Амбарникова, Анна Михайловна Тихонова, Мария Андреевна Ожигова, Мария Викторовна Волосеева, Колбышева Светлана Георгиевна, Даронина Ю.Р., Валентина Андреевна Передльская, Валентина Мишина-Конина. Поступили в ВУЗы Надежда Дмитриевна Ярославцева, Екатерина Петровна Зырянова, Екатерина Ивановна Алибасова, Тамара Константиновна Вершинина, Лариса Анатольевна Бондарь-Силина.

В.И. Чернобровкина, З.И. Попова, Л.Ф.Биряльцева получили знаки «Отличник народного просвещения», Л.Ф. Биряльцева – звание Заслуженного учителя РСФСР, А.П. Иванова – Почетную Грамоту Министерства просвещения.

Я, как директор школы старалась, чтобы огромнейший труд учителя имел признание, был по достоинству оценен. Это вливало в людей новые силы, положительно сказывалось на их дальнейшей работе.

Средние школы №№1, 8 с удовольствием принимали детей, окончивших в школе № 34 четыре класса: они были всегда хорошо подготовлены.

Труд школьника, как бы хорошо не была поставлены учебная работа, всегда напряженный, утомительный, упорный, повседневный. Поэтому в этих условиях особенное значение имеет внеклассная работа. Почти всегда на высоте была в школе пионерская работа. Долго пионервожатой была Л.Ф. Биряльцева – это было ее комсомольское поручение. Теперь трудно представить, сколько времени затрачивала она на класс и на работу в пионерской дружине, всегда одной из лучших в городе. Большое значение она всегда придавала обучению актива пионерии. Тщательно продумывался план работы, назначались ответственные (взрослые и дети) за выполнение.

А позднее, когда в школе стали штатные пионервожатые, эти традиции были продолжены.

Большое внимание на протяжении все работы школы придавалось организации социалистического соревнования, формам проведения итогов соревнования, как у пионеров, так и у всех учащихся.

Будучи пионервожатой, В.А. Передельская разрисовала маршруты следования соревнующихся. На пути были леса, реки, болота, горы, завалы металлолома, посевная на пришкольном участке, очистка территории, санитарное состояние здания и т.д.

При подведении итогов соревнования школа бурлила, как потревоженный улей. Пришлось Валентине Андреевне выступать на семинарах города, делится опытом работы, встречать вожатых в нашей школе.

Открытые пионерские сборы, открытые уроки и школы передового опыта стали неотъемлемой частью нашей работы.

Уезжая в отпуск. Я была почти спокойна: работа без меня проводилась так же как и при мне. На мою помощницу Лидию Ивановну Счастную можно было вполне положиться. Она инициативна и добросовестна в труде. Так же, как и весь «костяк» учительского коллектива, мои товарищи учителя.

Все годы школы участвовала в городских смотрах песни, художественной самодеятельности. Много лет подряд мы в городе занимали первые места. Дипломы, кубки. А за ними труд учителей, родителей, детей и интересная жизнь детского коллектива.

Будучи уже взрослым, наш бывший ученик, теперь научный работник в Прибалтике Юра Иноземцев в разговоре со мной сказал: «Знаете, Фаина Даниловна, при слове «школа» я сразу вспоминаю нашу 34-ю. Не 8-ю, хотя это хорошая школа. А нашу начальную. Как в ней было чисто, уютно. А самодеятельность учащихся как хорошо была поставлена! Утром радость охватывала, и скорее хотелось идти в школу»

Готовились к смотру все классы с 1-го по 4-е. Это организовывало ребят, эстетически развивало их. Укрепляло в школе дисциплину, выполнение правил поведения учащихся, над которыми мы настойчиво работали повседневно.

Не было сторонних наблюдателей, были хозяева ее, участники.

Какое волнение охватывало учащихся, учителей, родителей. Переживать вместе, добиваться цели – все это сплачивало детские коллективы.

Стало традицией встречать новый учебный год праздником. 22 апреля – день рождения В.И. Ленина. Работа в классах, установка шалаша на сцене по теме «Ленин в Разливе» и др.

9 мая – возлагать венки, цветы на могилы Борцов революции - всей школой.

Намытые, наутюженные одежды учащихся, красные галстуки, октябрятские звездочки под знаменем школы, с горнами, барабанами. 600 человек шествовали в строю с цветами. Этому предшествовала длительная подготовка. А потом – конец учебного года. В начале торжественная часть по итогам года, а затем игры, физкультурные соревнования по параллелям в Лагерном саду, спартакиада на лыжах, весной – легкая атлетика.

Отстающих по физкультуре не было. Победители в соревнованиях награждались грамотами, подарками, путевками. На нас ворчали на турбазе, что старшим ребятам путевок не хватает, а они мелюзгу возят. Ребята отправлялись до г.Колпашево, проводили экскурсии и ставили там концерты. Концерты проводились и для родителей.

Учащиеся нашей школы выполняли программу по труду. Мы, учителя и учащихся, много работали физически. Насадили и вырастили деревья, разбили цветники, с годами накопили много семян космеи и календулы, настурции и по всему большому двору, площадь от забора шириной 3м засеивали этими цветами. А в цветнике росли астры, флоксы, гладиолусы, ирисы и др. цветы. Все заборы в нем были закрыты вьюном и хмелем. Двор утопал в зелени и цветах. Руководила всей посадкой Иванова А.П.

Так как ребята сажали, ухаживали за цветами, они не срывали их с удовольствием, как все дети, играли, наслаждались красотой, которую под руководством учителей вырастили.

Двор был разбит на постоянные участки, за чистотой и порядком которых наблюдали учащиеся классов.

В школе осенью члены родительского коллектива и я сдавали на хранение мебель и наши старенькие парты и стулья ….

У детей были заведены трудовые книжки, в них отмечалась отработка на участке летом.

Осенью проводилась большая выставка летних работ учащихся. Итог работы школы, класса, каждого учащегося. Материалы выставки использовались на уроках. Часть площади двора была занята под посевы культур, которые потребуются на предметных уроках. Уроки в действительности были предметными.

Каждый класс сажал, сеял, наблюдал, выращивал то, что ему потребуется в учебном году, только для 1-х классов сеяли коллективно.

Все мы, учителя, придавали большое значение работе с родителями. Это были наши советчики, помощники. В небольшой школе родительский актив был по составу большим. В школьный родительский комитет входили всем составом члены классных родительских комитетов.

Они были проводниками и организаторами работы в классе. То, что мы рассматривали на педсоветах, выносили и на заседания родительских комитетов. Только в плане – что должны сделать родители: помощь отстающим, работа с трудными детьми, культурно-массовая, внеклассная работа, соревнование – все, что касалось жизни школы. Мне, кажется, что и председатели родительских коллективов были в большей части инициативными. Захлебная Валентина Степановна, Жуликов, Заславский, Зубарева, Кузнецов Д.В. и др. товарищи. В родительский комитет входили занятые на производстве люди: от рабочих завода до проректоров институтов, а помогали нам хорошо. Конечно, в классах учителя проводили большую организаторскую работу, инициативно, во всей школе – директор школы.

Чтобы дать передохнуть учителям от напряженного повседневного труда, профсоюзные деятели организовывали коллективные походы в театр, кино. В новый год устраивали костюмированные вечера, 8 Марта готовили концерты. Привлекались к самодеятельности мужья, родственники. Вносили в мероприятия много выдумки, смеха. Потом с удовольствие вспоминали и обсуждали эти встречи.

Проходил стресс. Работалось с удовольствием.

Мы старались, чтобы в коллективе царила доброжелательность, взаимопонимание. На собраниях высказывались критические замечания, не взирая на лица. Атмосфера в коллективе была нормальная, располагающая к труду, к полной отдаче сил. И мои товарищи, учителя, тратили много сил, времени, выполняя благородную задачу растить личность ребенка и пробуждать его духовные силы.

Они были первыми

Стоят (слева направо): Шипунова Нина Сергеевна, Доронина Юлия Романовна, Мишина (Конинина) Валентина Константиновна, Иванова Агриппина Петровна, Гребенькова Анастасия Николаевна, Карабут Фаина Даниловна ( директор школы), крайняя справа Биряльцева Лидия Фёдоровна

Сидят: вторая слева – Захлебная Валентина Степановна, Волосеева (Иванова) Мария Викторовна, Счастная Лидия Ивановна (завуч), Ожигова Мария Андреевна, Вершинина Тамара Константиновна

Присели: Силина (Бондарь) Лариса Анатольевна, Колбышева Светлана Георгиевна, Передельская Валентина Андреевна (вожатая)

МАОУ СОШ № 32       E-mail: dirschool32@avmailer.ru