Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32 имени 19-й гвардейской стрелковой дивизии г. Томска
01.10.2020, 12:22

/ Образовательная деятельность

В ОО образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации - русском языке. В 2019-2020 учебном году обучение на базе ОО осуществлялось в очной форме, в форме электронного обучения, с использованием дистанционных образовательных технологий,   вне ОО -    в формах  семейного образования, самообразования.

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»    общее образование реализуется по следующим уровням образования:

1 уровень - дошкольное образование (платные образовательные услуги);

2 уровень - начальное общее образование; нормативные сроки обучения - 4 года;

3 уровень - основное общее образование; нормативные сроки обучения - 5 лет;

4 уровень - среднее общее образование; нормативные сроки обучения - 2 года.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями общего образования ОО.

Дополнительное образование включает в себя реализацию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих)  программ для детей и взрослых.

ОО свободно в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам общего и дополнительного образования.

Учебные планы начального общего, основного общего и среднего общего образования, планы внеурочной деятельности   позволили оптимально реализовать ФГОС НОО в 1-4 классах, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в 1-4-ых классах,    ФГОС ООО   в 5-9 классах, а также создать условия по   введению в 20120-2021 учебном году ФГОС СОО в 10-ых  классах, ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ  (учебные планы, программно-методическое и материально-техническое обеспечение).

В учебных планах сохранены все обязательные предметные области, учебные предметы, объем часов,  соответствующие ФГОС НОО, ФГОС ООО,   ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, государственному стандарту общего образования.

Традиционно одним из приоритетных направлений образовательной деятельности  является    физико-математическое, естественно-математическое  образование, осуществляемое в соответствии с Концепцией развития математического образования в ОО,  на основе   предметной интеграции, предусмотренной учебными планами, а также интеграции общего и дополнительного образования, общего и высшего образования.

Особенности учебного плана, реализованного  на уровне  начального общего образования  

Учебный план начального общего образования      (далее – учебный план) обеспечил  реализацию требований ФГОС НОО,  реализацию основной образовательной  программы начального общего образования на основе УМК «Школа России» (1в,1г ,1д, 2г, 2б, 3г,3д,4г, 4д классы), УМК «Перспектива» (1а,1б, 2а, 2в,3а,3в,4б,4в классы), УМК «Перспективная начальная школа» (3б, 4а классы); определил  максимальный объем учебной нагрузки учащихся и состав учебных предметов, распределение  учебного  времени, отводимого на освоение содержания образования ООП НОО по классам, учебным предметам, формы промежуточной аттестации учащихся.

 Учебный план сформирован из двух частей: обязательной (инвариативной) части и части, формируемой участниками  образовательных отношений (вариативной).

Обязательная (инвариативная часть) учебного плана  отражает содержание образования, обеспечивающего  решение важнейших целей  современного начального образования:

ü  формирование  гражданской идентичности учащихся;

ü  приобщение учащихся  к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

ü  готовность к продолжению образования  на на уровне основного общего    образования;

ü  формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения  в экстремальных ситуациях;

ü  личностное развитие  учащихся  в соответствии с его индивидуальностью.

Учебный  план реализован  в полном объеме.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,   передана на увеличение (1 час) обязательной части учебного предмета «Русский язык» в 1-4 классах (п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10).

Региональный и этнокультурный компоненты  в учебном плане реализованы  через:  

-развивающий модуль «Изучение родного края» (1-4 классы),  включённый в рабочие программы по учебному  предмету  «Окружающий мир»; 

- через систему образовательных мероприятий (в том числе и классных часов, предусмотренных расписанием: первый понедельник месяца - классный час по ПДД, второй понедельник месяца - классный час по ОБЖ с включением тем по противопожарной безопасности) в рамках урочной и внеурочной деятельности  реализуются программы регионального компонента:  «Формирование основ энергосбережения», «Безопасное поведение человека в окружающем мире», «ПДД и правила пожарной безопасности»;

-развивающий модуль внеклассного чтения «Литературное наследие Сибири», включён  в рабочую программу учебного предмета «Литературное чтение» (в процессе образовательной деятельности  учащиеся знакомились с народными сказками народов Сибири, произведениями сибирских писателей для детей, отрывками из литературных произведений, формирующими любовь к родному краю, к природе Сибири, творчеству малых народов Сибири, уважение к культуре многонациональной России).

В 4-ых классах реализованы  образовательные программы  учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».

Учебный предмет «Иностранный язык» (английский язык) изучался  во 2-4 классах.   Образовательная деятельность была направлена на  формирование  у учащихся начальных навыков общения в устной и письменной форме   с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, развитие   способности к творческой деятельности на иностранном языке, толерантного  отношения    к носителям другого языка на основе знакомства  с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Второй иностранный язык (немецкий язык) изучался  во 2-4 классах по желанию учащихся в рамках  программы внеурочной деятельности  «Немецкий с удовольствием»  изучается.

Информатику и ИКТ осваивали  учащиеся   в 1-4 классов в рамках  программы  внеурочной деятельности «Основы робототехники (легоконструирование).

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»   было расширено за счет ознакомления учащихся  с национальным прикладным творчеством народов Сибири.

Курс «Основы финансовой грамотности» реализован  в рамках программ внеурочной деятельности.

 Во избежание перегрузки учащихся  и в связи с отсутствием в ОО  второго спортивного зала      третий час физической культуры   в 1-4 классах был реализован в рамках  образовательных  программ:  «Лёгкая атлетика»  в осенний период, «Лыжная подготовка» - в зимний период -   через  увеличение      количества занятий на лыжах (до 20 часов),   через  увеличение  количества занятий легкой атлетикой (до 10 часов).  В связи с отсутствием необходимого количества  школьных лыж и небольшой по размеру спортивной площадкой, на которой проложена лыжня, лыжная подготовка учащихся 2-3-их классов      была осуществлена   в ноябре-декабре, а  1-ых и 4-ых  классов  - в январе-феврале.

Особенности учебного плана, реализованного  на уровне  основного общего образования в 2019-2020 учебном году

ООП ООО включала несколько учебных планов:

- учебный план 5-7 классов рассчитан на пятидневную учебную неделю;

- учебный план 8-9 классов рассчитан на шестидневную учебную неделю;

-учебный план для учащихся с ОВЗ, обучающихся в отдельном классе (8, 9 классы).

В обязательную часть учебного  плана  входили  следующие обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литература (русский язык, литература), иностранные языки (иностранный язык (английский), второй иностранный язык (немецкий), общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география), математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика), основы духовно-нравственной культуры народов России, естественнонаучные предметы (физика, биология, химия), искусство (изобразительное искусство, музыка), технология (технология), физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Объём недельной нагрузки учебных предметов, входящих в федеральный компонент учебного плана, полностью сохранён.

Региональный компонент «География Томской области» в 9-ых классах реализован  через развивающий модуль, интегрированный  в базовые учебные предметы: «Биология», «География»;  «Основы энергосбережения»  -  через развивающий модуль в рамках базовых учебных предметов: «География», «Физика»;   «Основы пожарной безопасности»  - через развивающий  модуль  в рамках курса  «ОБЖ»;  «Основы финансовой грамотности»  -  через развивающий  модуль  в рамках базового учебного предмета «Обществознание».

Учебная программа по ПДД изучалась  в рамках тематических классных часов.

Второй иностранный язык (немецкий язык), изучение которого определено ФГОС ООО, изучался учащимися  9-ых классов (2 часа в неделю).

Третий час физической культуры в 5-7 классах при пятидневной рабочей неделе реализован  через программы   внеурочной деятельности «Быстрее! Выше! Сильнее!»

Вариативная часть учебного плана основного общего образования, формируемая участниками образовательных отношений,     представлена  элективными курсами по русскому языку, математике (по 1 часу в 8-ых классах),  по русскому языку, математике (по 1 часу в 9-ых классах), по физике, химии (по 0,5 часа в 9-ых классах). Общий охват элективными курсами составил 243 учащихся.

Особенности учебного плана, реализованного  на уровне  среднего  общего образования в 2019-2020 учебном году

   Учебный план среднего общего образования  строился на  двухуровневом (базовом и профильном) федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Учебные предметы изучались  как на базовом, так и  на  профильном уровне.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных предметов, учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиН, каждому учащемуся было предоставлено право  формирования  своего  учебного плана.

В ОО   созданы необходимые условия для реализации профильного обучения на уровне среднего общего образования:

ü  нормативно-правовые (разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие организацию и порядок осуществления образовательной деятельности в области профильного обучения);

ü  кадровые (из 17 учителей-предметников, работающих в профильных классах, с высшей категорией – 11, первой – 5; имеют соответствие занимаемой должности - 1);

ü  организационно-методические (все учителя прошли курсовую подготовку, в совершенстве владеют методикой преподаваемых предметов, знают психолого-физиологические особенности учащихся, системно используют в процессе образовательной деятельности  задания развивающего характера, привлекают учащихся к выполнению краткосрочных проектов с последующей презентацией результатов, в качестве методических форм практикует разные виды тестирования, работу в парах и группах и т.д.).

Для реализации образовательных потребностей учащихся в 2019 - 2020 учебном году осуществлялось углубленное изучение предметов на уровне среднего общего образования:

Ø  информатики и ИКТ (4 часа), физики (5 часов), алгебры и начала анализа, геометрии (7 часов) в профильной естественно-математической группе   профильного 10а класса;

Ø  биологии (4 часа), химии (5 часов), алгебры и начала анализа, геометрии (7 часов) в профильной естественно-математической  группе  профильного 10а класса;

Ø  литературы (4 часа), обществознания (включая экономику и право -  4 часа), истории (3 часа) в профильной социально-гуманитарной группе универсального 10б класса;

Ø  биологии (4 часа), химии (4 часа), алгебры и начала анализа, геометрии (7 часов) в профильной естественно-математической группе   профильного 11а класса;

Ø  физики (5 часов), химии (4 часа), алгебры и начала анализа, геометрии (7 часов)   в профильной естественно-математической группе   профильного 11а класса.

В сравнении с  предыдущим  учебным  годом наблюдается положительная динамика количества учащихся, охваченных профильным образованием:  в 2018-2019 учебном году   -  62 человека (60,2%),   в 2019-2020 учебном году  -  68 человек (66 % от общего числа учащихся 10 – 11 классов).

В 10-11 классах реализован предмет регионального компонента «Основы проектирования».

Вариативная часть учебного плана среднего  общего образования, формируемая участниками образовательных отношений,     представлена 

Ø  факультативными курсами (10б класс, социально-гуманитарная группа): «Профильные пробы по работе с источниками информации, архивными материалами (1 час), «Культура речи. Коммуникация» (1 час);

Ø  элективными курсами (10б и 11б  классы (универсальный профиль), 4 часа).

 В качестве    особенностей организации образовательной деятельности в 2019-2020 учебном году  можно выделить   следующие:

1) обеспечение профилизации образования через реализацию в рамках договорных отношений  с вузами г. Томска совместных образовательных программ и планов взаимодействия;

2) апробация  новых механизмов осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения, в том числе и  ранней «мягкой»  профилизации;

3) экологическое  образования: реализация единичного муниципального проекта  «Учимся жить в глобальном мире» в  рамках пилотного проекта межрегионального сетевого партнёрства по образованию в интересах устойчивого развития «Учимся жить в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность»;

4) широкое внедрение технологий музейной педагогики, деятельностных технологий гражданско-патриотического воспитания  в   процесс образовательной деятельности, гражданско - патриотического  и духовно-нравственного воспитания;

5) создание условия для осуществления образовательной деятельности для детей с ОВЗ.

В целях   профилизации образования   в рамках договорных отношений    осуществлялось сотрудничество   с НИ ТПУ, НИ ТГУ, ТУСУР, ТГПУ, предметом которого являлась реализация совместных образовательных программ и планов.

  Например,   содержание взаимодействия  с   НИ ТПУ    определялось   реализацией муниципального проекта «Опорная школа ТПУ» (организационный этап) по направлениям:

ü  ранняя профилизация (мастер-классы, экскурсии и т.д.);

ü  проект «Университетские субботы» на базе вуза;

ü  сотрудничество в реализации модулей программы по медиаобразованию;

ü  олимпиадное движение НИ ТПУ;

ü  проектно – исследовательская деятельность школьников в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения,

а также реализацией регионального проекта МБОУ лицей  при ТПУ г. Томска  «Базовые школы РАН» как школы-партнёра.

Специалистами НИ ТПУ  осуществлена поддержка проектной группы учащихся  в разработке научно-технологического проекта «Удобный маршрут», ставшего призером регионального этапа всероссийской акции «Я – гражданин России», Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».

В текущем году продолжена  работа по созданию условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов  учащихся: по индивидуальному учебному плану (обучение на дому)  на уровне ООО была организована образовательная деятельность для  3  учащихся,   в форме обучения (самообразование) – для 1 учащегося 11 класса.

 

МАОУ СОШ № 32       E-mail: dirschool32@avmailer.ru