Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32 г. Томска
16.12.2019, 07:48

/ Образовательная деятельность

ОСОБЕННОСТИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В МАОУ СОШ № 32 г. Томска образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации - русском языке. В 2017-2018 учебном году реализовывалась   очная форма обучения и   форма семейного образования.

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  в   общее образование реализуется по следующим уровням образования:

1 уровень - дошкольное образование (дополнительные образовательные услуги);

2 уровень - начальное общее образование; нормативные сроки обучения - 4 года.

3 уровень - основное общее образование; нормативные сроки обучения - 5 лет.

4 уровень - среднее общее образование; нормативные сроки обучения - 2 года.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями общего образования.

Дополнительное образование включает в себя реализацию дополнительных общеобразовательных программ для детей и взрослых.

ОО свободно в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам общего и дополнительного образования.

Учебные планы по предметам и курсам внеурочной деятельности в 2018 – 2019 учебном году позволяют оптимально реализовать ФГОС НОО в 1-4 классах, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в 1-ых классах,    ФГОС ООО   в 5-8 классах.

В учебных планах сохранены все обязательные предметные области, учебные предметы, объем часов соответствующего ФГОС НОО, ФГОС ООО,   ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Традиционно одним из приоритетных направлений образовательной деятельности ОО является физико-математическое,  естественно-математическое  образование, осуществляемое в соответствии с Концепцией развития математического образования в ОО,  на основе   предметной интеграции, предусмотренной учебными планами, а также интеграции общего и дополнительного образования, общего и высшего образования.

Особенности учебного плана, реализованного  на уровне  начального общего образования в 2018-2019 учебном году:

-обязательная часть учебного плана выполняется в полном объёме;

-часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, после процедуры обсуждения на родительских собраниях, заседании  Педагогического и управляющего советов ОО, передана на увеличение (1 час) обязательной части учебного предмета «Русский язык» в 1-4 классах (п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10);

-региональный и этнокультурный компоненты  в учебном плане реализуется через развивающие модули  предметной области «Окружающий мир»: «Изучение родного края» в 1-4 классах;  «Формирование основ энергосбережения», «Безопасное поведение человека в окружающем мире», «ПДД и правила пожарной безопасности», реализуемые в рамках урочной и внеурочной деятельности (систему образовательных мероприятий, в том числе и классных часов, предусмотренных расписанием);

-в рамках учебного предмета «Литературное чтение» (внеклассное чтение)  реализуется развивающий модуль «Литературное наследие Сибири»;

-в 4-ых классах введён учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры»;

-информатика и ИКТ изучались в 1-4 классах в рамках реализации программ курсов внеурочной деятельности «Основы робототехники (легоконструирование);

-содержание учебного  предмета  «Изобразительное искусство» расширяется через ознакомление учащихся с национальным прикладным  творчеством народов Сибири;

-курс «Основы финансовой грамотности» реализуется в рамках программы внеурочной деятельности;

-третий час физической культуры в 1-4 классах реализовывался в соответствии с образовательной программой «Бабушкины игры», а в зимний период – «Лыжная подготовка».

Особенности учебного плана, реализованного  на уровне  основного общего образования в 2018-2019 учебном году:

- учебный план 5-7 классов рассчитан на пятидневную учебную неделю;

- учебный план 8-9 классов рассчитан на шестидневную учебную неделю;

-обязательная часть учебного плана 5-9 классов выполняется в полном объёме;

- часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (30% учебного времени), после процедуры обсуждения на родительских собраниях, заседании  Педагогического и управляющего советов ОО, передана на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части учебного плана:

·         «Математика»: 1 час в неделю в 5-ых классах; 0,5 часа в неделю – в 6-ых классах;

·         «Алгебра»: 1 час в неделю в 7-ых классах;

·          «Биология»: 1 час в неделю в 5-7-ых классах;

·         «Основы безопасности жизнедеятельности»: 0,5 часа в неделю – в 5-6-ых классах (второе полугодие); 1 час в неделю в 7-ых классах;

·         «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: 0,5 часа в неделю – в 5-ых классах (первое  полугодие);

·         «Алгебра»: 1 час в неделю в 8-9-ых классах;

·         «Химия»:  1 час в неделю в 8-ых классах;

- региональный компонент  и компонент ОО включает 1 час ОБЖ в 9-ых классах; 1 час «Основы социализации личности» в 8-9 классах;

- региональный компонент «География Томской области» в 8-9 классах реализуется через развивающий модуль, интегрированный  с базовые учебные предметы: «Биология», «География»;

- курс «Основы энергосбережения» реализуется  через развивающий модуль в рамках базовых учебных предметов: «География», «Физика»;

- курс «Основы пожарной безопасности» реализуется через развивающий  модуль  в рамках базового учебного предмета «ОБЖ»;

- курс «Основы финансовой грамотности» реализуется через развивающий  модуль  в рамках базового учебного предмета «Обществознание»;

-третий час физической культуры в 5-7 классах при пятидневной рабочей неделе реализуется через программы курсов внеурочной деятельности;

-учебная программа по ПДД изучается в рамках тематических классных часов;

-в учебный план на основе индивидуального выбора учащихся 8-9 классов  включены предметно-ориентированные элективные курсы, обеспечивающих предпрофильную подготовку:

·         «Учимся писать сочинение-рассуждение»;

·         «Технологии работы с контрольно-измерительными материалами»;

·         «Лингвистический анализ текста»;

·         «Решение задач повышенной сложности по физике»;

·         «Химия вокруг нас» и др.

Особенности учебного плана на уровне  среднего общего образования в 2018-2019 учебном году: принципы построения учебного плана для 10-11 классов основаны на идее двух уровневого (базового и профильного) образования. Учебные предметы изучаются на базовом или профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных предметов, учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждый учащийся вправе формировать свой учебный план.

Для реализации образовательных потребностей родителей (законных представителей), учащихся, педагогов в 2018 - 2019 учебном году осуществляется углубленное изучение предметов в  двух  профильных классах естественно-математической направленности (10А, 11А), , профильной группе естественнонаучной направленности на базе 11Б класса.

Профильным образованием  в 2018-2019 учебном году было охвачено 61 учащихся 10-11 классов (60% от  общего количества учащихся 10-11 классов).

В 10А, 11А классах в рамках естественно-математического профиля изучаются химия, физика (биология), математика. В 11Б классе 9 человек в рамках естественнонаучного профиля изучают химию, физику, биологию.

 В качестве    особенностей организации образовательной деятельности в 2018-2019 учебном году  можно выделить   следующие:

1) обеспечение профилизации образования через реализацию в рамках договорных отношений  с вузами г. Томска совместных образовательных программ и планов взаимодействия;

2) апробация  новых механизмов осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения, в том числе и  ранней «мягкой»  профилизации;

3) экология образования: реализация единичного муниципального проекта  «Учимся жить в глобальном мире» в  рамках пилотного проекта межрегионального сетевого партнёрства по образованию в интересах устойчивого развития «Учимся жить в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность;

4) широкое внедрение технологий музейной педагогики, деятельностных технологий гражданско-патриотического воспитания  в   процесс образовательной деятельности, гражданско- патриотического  и духовно-нравственного воспитания;

5) создание условия для осуществления образовательной деятельности для детей с ОВЗ.

В части  профилизации образования через реализацию в рамках договорных отношений  с вузами г. Томска совместных образовательных программ и планов взаимодействия осуществляется сотрудничество ОО с НИ ТПУ   в рамках профориентационного проекта «ТПУ - высшая инженерная школа России», который подразумевает трехступенчатую систему вовлечения и ориентирован на длительную работу с учащимися: знакомство с деятельностью (экскурсии, шоу, лекции); пробы деятельности (мастер-классы); регулярную деятельность (проекты).

 В течение 2017-2018 учебного года учащиеся приняли участие в мастер-классах:  «Физика+химия», «Техническая химия», «Паяем звезду на елку»,  «Химия: чудесные превращения», «Полезные и бесполезные йогурты», «Исследование преобразователей напряжения», Механическая игрушка «Свисток», «В мире воды», «Ньютоновские жидкости», а также экскурсиях: «Магниты и электричество», «Минералогический музей», «Научно-техническая, историческая, метаморфическая библиотека», «Музей начала наук», «Зоологический музей».

Учащиеся  ОО участвовали в 3 совместных с   НИ ТГУ образовательных программах: «STEM-класс», «Предбакалавриат Liberal arts», «Предпринимательство и лидерство».

Программа «Открытый STEM-класс ТГУ» для 18 человек из 10А,10Б классов была направлена на:

·         популяризацию изучения предметов естественнонаучного профиля;

·         применение полученных знаний в решении актуальных задач;

·         развитие метапредметных компетенций;

·         повышение мотивации школьников к выбору профессий в сфере развития технологий.

Школьники приняли участие во всех STEM-лабораториях и в тьюторной программе «Мой интерес в горизонте современных исследований и технических разработок». К числу наиболее значимых результатов  участия   можно отнести следующие:

·         развитие навыков у учащихся работы в команде;

·         создание моделей, механизмов своими руками;

·         развитие способностей находить нестандартные решения.

В программе «Предбакалавриат Liberal arts» принимали 5 учащихся 10Б класса, которые учились самостоятельно мыслить, не бояться высказывать свои идеи, работать в команде.  

Согласно распоряжению департамента образования администрации Города Томска ОО является  одной из базовых ОО по реализации направления «Предпринимательство и лидерство». Результатами работы по направлению стали:

- организация и проведение на базе ОО сетевого межмуниципального образовательного события «Предпринимательская школа. Бизнес-проба» для 110 школьников Томска, Томского района, ЗАТО Северск   в формате деловой игры и профориентационного квеста, включающего тренинги, мастер-классы с успешными предпринимателями и студентами ТГУ;

- разработка и реализация учащимися 3 предпринимательских  и бизнес-проектов: «FREEBIE» (ресторан без официантов), «Научно, но не скучно! (опыты и отдых)», «Ногтевой дизайн».

Также осуществлялось взаимодействие с СибГМУ. Учащиеся 10-11 классов стали участниками проекта «Открытая среда». Один учащийся принял участие во Всероссийской научной конференции им. Н.И.Пирогова.

Взаимодействие с ТУСУР осуществлялось на основании договора о сотрудничестве от 06.02.2017 № 2016/1633560. Учащиеся 9-11 классов посещали на базе вуза подготовительные занятия к олимпиадам, приняли результативное участие в городском турнире по дебатам (диплом команде). Один учащийся получил диплом победителя конкурса радиомонтажников для студентов ВУЗов г.Томска.

 На базе ТГАСУ 6 учащихся 9-х классов приняли результативное участие в областной научно-практической конференции для школьников «Шаг в будущее» (3 грамоты).

В соответствии с договором МАОУ СОШ № 32 г. Томска и  ФБГОУ ВО «ТГПУ» от 25.10.2016 г., планом  работы вуза с МАОУ СОШ № 32 г. Томска  и РВЦИ на 2017-2018 учебный год,  основными формами взаимодействия стали:

·         областная олимпиада школьников по педагогике (число участников - 3 человека);

·         родительские собрания по информированию о программах для школьников, ресурсах и возможностях вуза (общий охват - 400 родителей, 90% от общего числа учащихся на уровнях ООО и СОО);

·         информирование учащихся о программах для школьников, ресурсах и возможностях вуза через сайт ОО, курс «Основы социализации личности», проведение классных часов, в том числе  с приглашением представителей университета (общий охват в 1 полугодии - 600 человек, 100% от общего числа учащихся на уровнях ООО и СОО, во 2 полугодии -  103  уч-ся, 100% ,10-11 классы);

·         региональная олимпиада по географии, туризму и обществознанию (число участников - 3 человека, 11 класс);

·         сетевой проект «Открытый педагогический класс» (число участников - 3 человека);

·         олимпиадный тренинг в рамках развития математического образования - (число участников - 6 человек, 9 класс);

·         олимпиадный тренинг по физике - (число участников - 5 человек, 9 класс);

·         участие в зимней профильной смене (3 уч-ся);

·         организация целевого приёма в вуз.

 

Для инвалидов в ОО  созданы   следующие условия доступности для получения образовательных услуг:

·      возможность беспрепятственного входа в ОО и выхода из неё (пандус, поручни);

·      возможность самостоятельного передвижения инвалида-колясочника по первому этажу здания  ОО до учебных кабинетов, кабинета психолога, в том числе и с помощью работников ОО: достаточная ширина дверных проёмов в стенах, нет перепадов высот

·      наличие в ОО специального санитарно-гигиенического помещения для инвалидов-колясочников, а также  лиц с ОВЗ;

·      возможность посадки в транспортное средство  и выхода из него  на автостоянке, прилегающей к территории ОО (въезд с ул. Советской): выделено место для посадки инвалидов  на   стоянке для  автотранспортных средств;

·      возможность  самостоятельного передвижения инвалида по  пешеходной дорожке без перепадов высот от ОО до остановки  «ТЭМЗ»,  в том числе с использованием  помощи работников ОО (при необходимости);

·      возможность сопровождения  инвалида, имеющего стойкие нарушения  функции зрения,  по территории здания ОО и прилегающей к ней территории;

·      возможность получения  инвалидами-детьми, инвалидами-родителями    (в том числе   с нарушениями зрения (слабовидящими): официальный сайт ОО адаптирован)  необходимой   в доступной для них форме информации о реализуемых образовательных услугах,  содержании образовательной деятельности в ОО  и т.п.,    об оформлении  необходимых для получения услуг документов, о совершении ими других действий, необходимых для получения услуги,  через  использование ресурсов официального сайта ОО;

·      отслеживание результатов образовательной деятельности, осуществление информационного взаимодействия через электронный дневник, электронный журнал (ООО «Томская электронная школа»; доступ через ЕСИА);

·      возможность получения инвалидами-родителями     услуги  по зачислению в ОО в электронной форме  (в первый класс, в классы  всех уровней  образования при наличии свободных мест (АИС «Зачисление в образовательную организацию» (через Единый портал Государственных услуг);

·      возможность  предоставления услуг  сопровождающего лица (ассистента) для ребёнка-инвалида, ребёнка с ОВЗ на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или  индивидуальной программе реабилитации инвалида;

·      возможность доступа к индивидуальным и коллективным  средствам обучения и воспитания: приобретены  для слабовидящих учащихся специальные учебники  по всем учебным предметам (УМК «Школа России»), предусмотренными учебными планами 1-4 классов,  в количестве 3 комплектов на класс;

·      созданы необходимые кадровые, психолого­педагогические, информационно­методические,  финансовые, материально­технические условия для реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи; адаптированных образовательных программ для учащихся с ОВЗ на уровне основного общего образования;

·      возможность получения учащимися с ОВЗ квалифицированной помощи педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога;

·      возможность освоения учащимися с ОВЗ дополнительных общеобразовательных программ, программ внеурочной деятельности;

·      организовано бесплатное двухразовое питание (завтрак, обед) для всех учащихся с ОВЗ;

·      имеется объект спорта – игровая площадка, оборудованная для детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

Вывод: образовательная деятельность  в ОО осуществляется в контексте государственной, региональной политики в сфере образования, на основе социального заказа педагогов, родителей (законных представителей), учащихся, разработанных и реализуемых ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, АООП НОО обучающихся с ЗПР, АООП НОО обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи,   программ курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных программ,   в соответствии с календарным учебным графиком, учебными планами, планами  внеурочной деятельности; обеспечивает  профилизацию образования (предпрофильное и профильное обучение), а также  «мягкую»    профилизацию на уровне начального общего  образования.

 

 

 

МАОУ СОШ № 32       E-mail: dirschool32@avmailer.ru